Воскресенье, 20.10.2019, 23:08
МКОУ "Костинологовская СОШ" Мамонтовского района Алтайского края
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

     

Бойцова Татьяна Александровна

  • Должность: учитель
  • Преподаваемые дисциплины: география.
  • Образование: высшее, АГУ, 1996
  • 1  квалификационная категория
  • Наименование направления подготовки или специальности: бакалавр географии
  • Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке: 25.11. 2014 г.
  • Ученая степень: нет. Ученое звание: нет.
  • Общий стаж работы по специальности 18 лет
  • Стаж работы по специальности 18 лет 

  • Разработки уроков, мероприятий.

 
 

 

Как человек изменил Землю

учитель химии и биологии
учитель географии

Цели:

  • Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экономическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
  • Познакомить с видами опасности для всего живого в загрязнении атмосферы.

Задачи:

  • образовательные: сформировать представление о роли человека в преобразовании Земли. Показать необходимость охранять Землю.
  • воспитательные: воспитание чувства любви к своей планете, воспитание чувства коллективизма, умение работать в группе, формирование познавательного интереса, формировать умение работать со специальной литературой, интернет-ресурсами.
  • развивающие: развить коммуникативные умения в ходе групповой работы, умений логически мыслить, решать задачи проблемного содержания.

Оборудование: Презентация (Влияние человека на видовое многообразие растений), рисунки.

Ход урока

I. Учащийся читает стих

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
В. Шефн.

II. Учитель 1. На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

(учитель проводит беседу по вопросам, используя презентацию)

Вопросы:

Как использовал природу человек на ранних этапах своей истории.

Как развитие земледелия и приручения диких животных повлияло на природу.

К каким последствиям привели географические открытия и заселения, освоения человеком материков, приведите примеры.

Как человек боролся с вредителями, используя знания науки.

Объяснить понятия радиоактивные отходы, и что они вызывают у людей.

Назвать экологические проблемы, которые необходимо решить.

Какие три подарка человек сделал самому себе.

III. Учитель 2.( Проблемные вопросы, учитель оценивает, какая команда быстрее и полнее отвечает)

Подумайте!

1. Ребята вы познакомились с тремя подарками, что человек сделал самому себе. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?

2. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до100 тыс. тонн ядохимикатов, установлено, что около половины этого количества смывается в водоемы. Сколько тонн ядохимикатов ежегодно попадает в водоемы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей.

3. На заре развития земледелия и скотоводства площадь лесов на Земле составляла 62 млн. км. Сейчас лесами покрыто 36 млн.км. На какой площади уничтожены леса за это время.

IV. Учитель.

1. Учащимся предлагается заполнить таблицу "Положительные и отрицательные последствия промышленности и сельского хозяйства"

1. Развития сельского хозяйства.

Положительные последствия.

Отрицательные последствия

 

 

 

 

2. Развития промышленности.

Положительные последствия.

Отрицательные последствия

 

 

 

 

Обсуждение результатов таблицы.

V. (Групповая работа) Учащиеся представляют проекты - антирекламу по охране природы.

VI. Учитель 1. Молодцы ребята и экологическая выставка, которую вы сделали, не оставят вас равнодушными.

Человек действительно изменил Землю. Он сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей, и чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны:

  • сохранить все живое на планете;
  • бороться с уничтожением лесов:
  • остановить наступление пустынь;
  • защитить планету от всех видов загрязнений.

VII. Подведение итогов.

Приложение.

 "Славная и богатая река Лена". Интегрированный урок-путешествие (география + химия). 9-й класс


Хотя всегдашними снегами
Покрыта северная страна,
Где мерзлыми Борей крылами
Твои взвевает знамена…
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы наполняет
И береги, наконец, теряет
Сравнившись, морю шириной.

М.В.Ломоносов

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с историей развития речного транспорта, который принимает всю тяжесть перевозок массовых грузов Якутии и играет важную роль в развитии промышленности в крае.
  • Воспитать чувство бережного отношения к богатствам недр земли, восхищения природой родного края и гордости за свою Родину.

     

Оборудование: видеозаписи о Якутии, иллюстрированные книги о Лене-реке, учебники по химии, географии 9 класса, география Якутии, «Химия: модули регионального содержания» Андреевой М.П., «Русские путешественники» Мостахова С.Е., «Атлас Якутии», контурные карты, карта Якутии, карточки с дополнительными материалами и заданиями, стенд о генеральном директоре АК «Алмазы Анабара» Евсеева М.Н., модели кристаллических решеток алмаза и графита.

ХОД УРОКА

Учитель географии: Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы, учителя географии и химии и вы, ребята путешествуем по нашей могучей реке Лене, ознакомимся достопримечательностями реки-бабушки и ее богатством. Путешествие начнем с самой границы на пароходе «Лена». Это пароход первого якутского капитана Афанасия Даниловича Богатырева, который начал плавать с 1901 года матросом, а с 1923 года капитаном. И так, начинаем плавание.

Учитель химии: Наша земля богата. Однако в силу отсутствия эффективных технологий мы не можем осваивать даже в ближайшей перспективе уникальные природные ресурсы. Эти основные ресурсы для развития экономики и обеспечения благосостояния республики в настоящее время используются только в объеме 2 млрд. долларов, или на 0,3%.

Учитель химии: В Якутии имеются почти все известные в природе классы минералов: самородные металлы – золото, серебро, платина, олово, железо, хром, медь, свинец, сурьма, алюминий, цинк, кадмий, самородные неметаллы – кремний, теллур, графит, алмаз и интерметаллиды и т.д. В наших недрах есть вся периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Учитель географии: Берите карандаши и отмечайте каждую нашу остановку и запишите в тетради, данные, которые прозвучат на нашем уроке.
В
1619 г. в только что возникший Енисейский острог вернулась одна из многих партий казаков, неутомимо разыскивавших новые реки и земли, и привезла с собой тунгусского князя Илтика. От него-то и узнали, что есть в «стороне восхода солнца большая река. Собрали отряд из 40 казаков, во главе Пантелеймона Демидовича Пянда. К осени 1622 года, преодолев значительные трудности плавания по незнакомой реке и выдержав три полуголодные зимовки, достигли до места, где Нижняя Тунгуска подходит к верховьям Лены. В 1623 году перетащили струги и двинулись вниз по реке Кута до Лены. Это было первое плавание русских людей по славной и богатой реке Лене. В Усть-Куте поставили острожек, на месте которого и возник Усть-Кут.

Лена – главная река Якутии. 56% площади республики приходится на бассейн Лены. Теперь, посмотрите физическую карту и найдите исток реки. Это – западный склон Байкальского хребта, (высота 930 м., в 10 км. от берега Байкала.)
Верхнее течение Лены принадлежит Иркутской области. Река течет по узкой долине, местами высокими отвесными берегами, «щеками», ширина реки от десятков метров до
550 м. Скорость течения большая, огромное количество перекатов.
Делаем остановку в Усть-Куте, отмечаем на контурной карте.
Искусство корабелов передавалось из рода в род, из века в век. И сейчас в Усть-Куте есть крупная судостроительная верфь.
Строят не старинные коши, а современные теплоходы, плавучие краны, землечерпальные машины, крепкие металлические баржи. Здесь расположилась самая крупная перевалочная база на Лене – речной порт Осетрово.

Из истории: Раньше из Иркутска до Якутска по зимнику ездили 20–25 дней, а летом 40–45 дней. Купец первой гильдии Н.Е. Глотов в 1894 г. получил указ российского царя о перевозке почты и пассажиров по реке пароходом. И с этого года начинается речное пароходство, которая связывала Якутскую землю с другими областями. С момента открытия железной дороги Тайшет–Лена в 1951 г. река Лена стала основной транспортной магистралью, где перевозится 75% всех завозимых грузов.

Учитель химии: Отсюда ждут грузы на золотые прииски Якутии, в северную тундру, к добытчикам алмазов, на западный участок Байкало-Амурской магистрали.
В 1923 году геолог В.Б.Бертин и местный житель М.Л.Тарабукиин открыли рассыпные месторождения золота на Алданском щите, положившие начало горнопромышленному освоению Южной Якутии. Из недр республики добыто и сдано в казну государства около 1500 т. золота. Максимальный объем золотодобычи в республике достигал 39 т. Наша республика обеспечивает 20–22% производства золота по всей РФ. По химическому составу якутское золото отличается чистотой, прочность составляет 90–93%..
Отметьте на контурных картах места добывания золота. Показывается видеокадр.
Золото – мягкий, блестящий, желтый металл. Для увеличения прочности золото применятся в сплав
ах с серебром и медью. Эти сплавы используются при изготовлению ювелирных изделий, монет и в стоматологии. Много золота расходуется в производстве современной космической и военной техники. В одном самолете-истребителе золота более полкилограмма. Немало благородного металла в торпедах, ракетах и в радиоэлектронике.
Золото, кроме галогенов, не реагирует с неметаллами даже при нагревании, кислоты: соляная, азотная, серная – на золото не действуют. Оно растворяется в смеси соляной и азотной кислот, которую алхимики назвали «царской водкой». Золото растворяется в растворах цианидов натрия или калия при доступе воздухе:

+ 4NaOH2 ––> 4Na[Au(CN)20 + O24Au + 8NaCN + 2H

Эта реакция лежит в основе современного метода извлечения золота из руд. Из раствора комплексного соединения золото выделяют цинком:

2Na[Au(CN)2 + Zn = Na2[Zn(CN)4] + 2Au

Садимся на судно и едем дальше.

Учитель географии: В среднем течении, после впадения Витима и Олекмы, Лена становится могущественной, полноводной красавицей-рекой и течет в широкой долине. Остановку сделаем в г. Ленске.

Учитель химии: Была когда-то на Лене – реке глухая деревушка Мухтуя, состоящая из двух десятков изб, одна из станций почтового тракта Иркутск–Якутск. Открытие алмазной трубки «Мир» превратило безвестную деревушку в город Ленск, ставший базой снабжения алмазодобытчиков. Если выехать из него по улице Мирнинской, то попадаешь на шоссе, ведущее в Мирный, столицу якутских алмазов.
В течение тысячелетий единственной страной, где добывались алмазы, была Индия. Значительно позже алмазы – обнаружены в Индонезии, Бразилии, Африке, Северной Америке, России и Китае. В Настоящее время крупнейшими мировыми центрами добычи алмазов являются Южная Африка, Ботсвана и Россия.

Показывается модель атомной решетки кристалла алмаза. Кристалл алмаза привлекает изяществом своей архитектуры: в нем все атомы углерода расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, и каждый из них помещается в центре геометрической фигуры – тетраэдра. Показывается иллюстрации книг и видеофрагмент.

– Сверкающий сверхтвердый алмаз и мягкий графит являются аллотропными модификациями углерода. Особенности строения кристаллической решетки объясняют огромную разницу в свойствах графита и алмаза. (Показывается кристаллическая решетка графита.) Графит отлично проводит тепло и электричество, алмазизолятор. Графит совершенно не пропускает света, алмаз прозрачен. Какими бы способами ни окисляли алмаз (между прочим, алмаз легко сгорает), продуктом окисления будет только углекислый газ. Графит выдерживает температуру до 30000С, при высоком давлении
(60 000 атм.) и температуре 1000–20000С превращается в алмаз. И наоборот, нагревая алмаз без доступа воздуха, его превращают в графит.
В последние годы все большее практическое значение приобретают такие особенности алмаза, как способность к детектированию ядерных частиц, высокая теплопроводность, высокая оптическая прозрачность в широком спектральном диапазоне, полупроводниковые свойства. Материаловеды возлагают на алмаз особые надежды, отводя ему роль самого перспективного промышленного материала XXI в. В наше время экономический потенциал развитых стран часто оценивается по масштабам использования алмазного сырья.

Учитель географии: История открытия якутских алмазов (стр. 40, «Химия» М.П. Андреева)
Партия Г.Х.Файнштейна 7 августа
1949 г. на косе Соколиная, в 6 км выше поселка Крестях Сунтарского улуса, нашла первый алмаз. В августе 1954 г. первооткрывательница якутских кимберлитов Лариса Анатольевна Попугаева нашла первое коренное месторождение алмазов – кимберлитовую трубку. Зарница на правобережье р. Далдын. Именно в этой партии работали рабочими мать и отец нашей учительницы химии Изабеллы Саввичны, она родилась в Крестяхе в 1953 году.
Теперь, отметьте на контурной карте месторождение алмазов. Кроме Мирного, поселок Айхал, поселок Удачный, и Эбэляхское Анабарского улуса. Генеральным директором АО «Алмазы Анабара» является наш земляк, котрый учился в нашей шкооле Евсеев М.Н. Матвей Николаевич построил в нашем маленьком поселке красивое здание городского типа и мы уже второй год учимся в этой светлой, уютной школе.

Ребята садимся на судно и едем дальше.

Лена – река особенная, характер у нее с норовом, озорной. Вот течет себе, как ни в чем не бывало, а сама исподволь готовит каверзу. Вдруг в неделю обмелеет и пошла сажать корабли на мели. А то, наоборот, взыграется в паводок, весной или в порту летних ливней, буйно разольется и начнет затапливать долины да прибрежные деревеньки. Так было 1998 году, когда в г. Ленске по центральной улице плыли огромные льды, а в прошлой весной затопило часть города Якутска.
Среди достопримечательностей Лены самое удивительное, это Ленские столбы. С помощью ветра, дождей, солнца и мороза – природа обтачивала титанические массы камня. И постепенно рождались из него циклопические головы чудовищ, минареты, шпили дворцов, арки, каменные коридоры, колоннады, мосты. Эта необыкновенная скульптурная галерея протянулась непрерывной стеной на
180 км. Эти места теперь заповедные – национальный парк «Ленские столбы». (показываются иллюстрации). Сделаем остановку в г. Якутск – это наша столица, она стоит на левом берегу. Была основана 1632 году русскими казаками П.Бекетова. с середины XVII века является центром ссылки и каторги. Здесь перебывали представители всех трех поколений русских революционеров.
Ныне Якутск – важный промышленный центр и транспортный узел республики, признанный научный и культурный центр. Это растущий город-новостройка. Проживает около 350 тысяч человек. (Демонстрируются фотографии, видеосюжеты.)

Учитель химии: Возле города Якутска имеется поселок Мохсо5оллох. Эта местность богата цементным сырьем. Цемент изготавливается из известняка и глины. При повышении температуры происходит сложные химические реакции. Мохсоголлохский цементный завод выпускает цемент марки «400». Запасы огромные, до 21,3 млн. тонн.
Следующая остановка поселок Сангар. Разведанные запасы угля Ленского бассейна составляют 4,9 млрд. т. при преобладающем количестве бурых углей. Разрабатываются месторождения; Сангарское, Кангаласское, Кировское, Джеберики-Хая, Харбалахское (отмечайте контурной карте).
Сегодня угли, добываемые в Якутии, используют для энергетических нужд, направляют на прямое сжигание на ТЭЦ, для получения кокса, для обеспечения коммунально-бытовых нужд, значительная часть угля экспортируется в Японию.
Перспективы развития углепереработки огромные.

Учитель географии: едем дальше. Ниже впадения Алдана долина Лены расширяется до 60 км, на этом участке река изобилует островами и протоками, и не даром участок ниже впадения Вилюя получил название «район сорока четырех островов». В Вилюйском регионе проживает 18,3% населения республики. В последние 50 лет бурно развивается алмазодобывающая, золотодобывающая и газодобывающая промышленность. В 1963–70 годах построена Вилюйская ГЭС. (Показывается иллюстрации.)

Учитель химии: Природные газы месторождений Вилюйского района характеризуется высоким содержанием углеводородов метанового ряда: CH4 – до 96–98%. В составе газов отсутствует сероводород. В городе Якутске построен газоперерабатывающий завод, было получено 842,6 т. сжиженного газа. Реальной представляется организация производства бензина из природного газа.

Учитель географии: В районе Жиганска долина Лены суживается до 10 км. В низовьях река образует долину шириной до 2 км, так называемую «Ленскую трубку». Затем последший остров Столб, выступающий прямо из реки, одинокий. Отсюда обширную площадь занимает дельта Лены (30 тыс.км2.) Дельта Лены по площади в 2 раза больше дельты Волги и занимает 3 место в мире. В ней насчитывается более полутора тысч островов, разделенных многочисленными протоками. Самая глубокая и наболее благоприятная для судоходства протока Быковская. И где-то там, впереди ждет Лену-реку седой Ледовитый океан. Здесь мы закончим наше путешествие. Читаем самостоятельно стр. 60 «Географии Якутии».
Питание Лены в основном снеговое и дождевое. В условиях вечной мерзлоты подземное питание очень ограничено. В среднем и нижнем течениях Лены характерны высокое весеннее половодье. Амплитуда колебания уровня воды достигает в среднем течении 10–15 м., в низовьях 20–28 м. Сильные наводнения возникали в
1820 г., 1875 г., 1915 г., 1924 г., 1933 г., 1966 г., 1998 г., 2001 г., 2007 г.

Итог урока: Итак что мы узнали во время путешествия?

Ребята отвечают по отмеченным записям. Если возникают вопросы, обсуждают, делают записи.
Даются дополнительные данные о реке Лене, подводится итог и домашнее задание.

Презентация "Славная и богатая река Лена". Интегрированный урок-путешествие (география + химия). 9-й класс

 

 

Поиск
Официальные сайты
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2019Сделать бесплатный сайт с uCoz